Основу формирования системы бюджетного федерализма составляет Конституция

 

Основу формирования системы бюджетного федерализма составляет Конституция Российской Федерации. Она определяет общие принципы российского бюджетного федерализма. Бюджетная система предусматривает бюджетное устройство на основе разграничения и самостоятельности бюджетов трех уровней: общего государственного федерального субъектов Федерации местных. Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой — устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, переопределяют единство бюджетной системы у нас в стране.

Как известно, бюджетная система РФ унаследовала те принципы распределения расходов между бюджетами, которые достались ей от СССР. Это принципы:

* территориальной принадлежности

* обеспечения общегосударственных интересов

* значимости

 

* ведомственной подчиненности

* целесообразности финансирования расходов из того или иного бюджета.

Этими принципами и “руководствовался” бюджет РФ, когда “взял на себя” все расходы союзного бюджета и бывшего республиканского бюджета РФ.

При переходе к рыночным отношениям и связанной с ним либерализацией цен, приватизацией, структурной перестройкой экономики произошло резкое возрастание расходов федерального бюджета, увеличение его дефицита, рост внутреннего и внешнего государственного долга .

Возникла необходимость разгрузить федеральный бюджет, освободить его от расходов, которые традиционно осуществлялись из этого бюджета, но по своему содержанию и целесообразности направления средств должны были производиться из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В результате из федеральных расходов были выведены ценовые дотации на потребительские товары и денежные пособия социально незащищенным группам населения, программы помощи пенсионерам, различные пособия для семей, дотации на детей и т.п. До 1992 г. эти дотации финансировались из центра целевыми перечислениями в бюджеты областей, которые, в свою очередь, передавали эти средства районам, однако, в 1992 г. объем дотаций составил 7% всех федеральных расходов и 4,2% ВНП (с включением дотаций на продукты, жилье, отопление, уголь, транспорт), федеральный бюджет не смог справиться с такой нагрузкой10.