Результаты реформы

 

Итак, в результате реформы в ведение муниципальных органов власти была передана ведомственная сеть социальных учреждений (дворцы культуры, библиотеки, детские сады, поликлиники, жилой фонд и др.). В бывшем Союзе расходы на них финансировались из бюджетов отраслевых министерств и ведомств и средств предприятий. Спад производства, ухудшение финансового состояния большинства предприятий и организаций, приватизация, структурные изменения вынудили предприятия освободиться от выполнения непроизводственных функций и передать социальные учреждения на баланс муниципалитетов (в странах с рыночной экономикой они находятся в государственной или частной собственности). Процесс передачи расходов в региональные бюджеты продолжается до сих пор13.

Итак, вследствие перемещения расходов из федерального бюджета в бюджеты низших уровней изменилось содержание принципов распределения расходов между бюджетами, которые сложились на территории Российской Федерации за много лет. Действовавшие ранее принципы:

* обеспечение общегосударственных интересов

* значимости

* экономической целесообразности

 

* территориальной принадлежности,

не утратили своего значения, но произошла их трансформация, и те расходы, которые раньше финансировались из центрального бюджета по принципу ведомственной принадлежности, государственной значимости и т.д., были переданы в территориальные бюджеты, но уже в соответствии с принципом территориальной принадлежности.

Все эти мероприятия привели к нарушению принципов распределения расходов между бюджетами. Появилась возможность перемещения бюджетных расходов сверху вниз, не подкрепленная структурными изменениями в государственном устройстве и не оформленная законодательно. В этих условиях важно было определить, какими принципами нужно руководствоваться при распределении расходов между бюджетами, уточнить содержание каждого принципа и на этой основе установить, какие расходы должны осуществляться из бюджетов разного уровня, какие принципы на том или ином уровне являются основополагающими. Дело в том, что принципы распределения расходов между бюджетами позволяют предельно ограничить сферу бюджетных отношений каждого уровня, препятствуют бессистемному перераспределению расходов между бюджетами, вот в чем заключается важность данного вопроса.

Представляется, что в основу распределения расходов между бюджетами могут быть положены перечисленные выше принципы, много лет применявшиеся в бюджетной практике на территории Российской Федерации они адаптированы к современным условиям и не нарушают основ построения расходной части бюджета. Что касается принципа ведомственной подчиненности, то он утратил свое былое значение в связи с самостоятельностью бюджетов, которая обусловила необходимость выполнения бюджетами различных уровней тех функций, которые отведены им в системе государственного устройства.

Принимая во внимание тот факт, что каждый уровень управления выполняет свои административные функции, соответствующие его месту в системе государственного устройства, к уже названным принципам следует также отнести принцип соответствия функциям, выполняемым каждым уровнем управления в системе государственного устройства. Выделение этого принципа в самостоятельный диктуется тем, что вопросы регулирования цен, структурной перестройки, перераспределения доходов населения и другие, связанные с осуществлением государством распределительной функции, традиционно оставались прерогативой государства и осуществлялись из центрального бюджета. Этим обеспечивалось проведение единой государственной политики на территории Российской Федерации.