Малый бизнес как важнейшее направление использования трудовых ресурсов

 

Российская экономика, отмеченная уникальным по масштабам длительности падением общественного производства, свертыванием до предела многих отраслей и услуг для населения, технологически все более отстающих от «мировых стандартов», демонстрирует в этих условиях и особого рода безработицу. Безработица в российском варианте напоминает широкую лестницу, по которой общество опускается к самым низким из существующих в мире показателей развития производственных сил и благосостояния населения. Широкомасштабная и многообразная по формам выражения, ставшая во многих случаях опасно длительной, массовая незанятость становится одним из грозных направлений деградации трудовых ресурсов.

Международный и отечественный опыт показывают, что развитие малого бизнеса является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости и сокращения безработицы.

Во всем мире по данным ООН малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50% трудоспособного населения и производят от 33% до 60% валового национального продукта.

Современный упадок российского производства, который пришелся на долю устаревших крупных и средних предприятий в различных отраслях промышленности и других отраслей экономики весьма высокий (до 10-15%) уровень безработицы, если учитывать принудительную частичную занятость и вынужденные административные отпуска, редкостная по масштабам текучесть рабочей силы, стремящейся вырваться из прочного круга технологической отсталости производства, неблагоприятных условий труда и крайне низкой заработной платы — все это относится к факторам давно созревшей необходимости развития малого бизнеса во всех сферах российской экономики.

По мнению директора департамента занятости МОТ В. Зенгенбера и эксперта МОТ М. Кенэ, сектором, который в России обладает наибольшей потребностью в привлечении трудовых ресурсов, высвобожденных с предприятий, является малый и средний бизнес.

Как правило, малые и средние предприятия нуждаются в наименьших первоначальных затратах и имеют наиболее низкие потребности в капитальных вложениях.

Администрация региона в сотрудничестве с местными властями может подготовить долговременную программу развития малого бизнеса, которая определила бы перспективные направления развития малых и средних предприятий.

Привлекает особое внимание опыт структурной перестройки в Чехии, в частности в Северной Моравии и Силезии, особенно в Острава-Карвин. Экономика этих регионов была диверсифицирована, а положение на рынке труда стабилизировалось.

Мелкие и средние предприятия росли как грибы по всему региону и поглотили большинство трудящихся, оказавшихся избыточными на крупных предприятиях.

 

Создаваемый на обломках крупной государственной промышленности, в том числе и оборонных отраслей, российский малый и средний бизнес унаследовал и впитал тысячи высококвалифицированных специалистов, не говоря уже о ценных видах сырья, включая редкоземельные металлы и уникальное оборудование. И он имеет все основания для дальнейшего расцвета , особенно на фоне оставшейся от директивных времен промышленности. Если учесть, что около 80% промышленных предприятий в индустриальных центрах России находятся на грани банкротства, показатели деятельности малых предприятий выглядят образцом здорового процветания.

Однако масштабы малого бизнеса несмотря не общий динамизм его роста в последние годы, не столь велики, как это требует совокупность экономических и социальных обстоятельств, сложившихся в стране

Надо отметить, что начиная с 1996г. предложение труда начало возрастать в связи с увеличением вступления молодежи в трудоспособный возраст. Если в 1991-1995гг. естественный прирост населения в трудоспособном возрасте составил 0,4 млн. чел., то в 1996-2000гг. — 1,4млн.чел., т.е. увеличился более, чем в 3 раза. Все это крайне обострило проблему занятости населения в России.

Трудности в развитии малого бизнеса в России в отличие от западных стран состоят в:

* несовершенстве правовых основ и высоком уровне налогообложения (80-90%)

* ограничении возможностей для финансирования инвестиций и узкий круг источников финансирования

* отсутствии законодательной базы и правовых гарантий

* экономической и политической нестабильности в обществе

* несовершенстве банковской и кредитной систем.