Конкурентные возможности трудовых ресурсов в экономике россии и запада

 

Конкуренция представляет одну из наиболее глубоких по содержанию и эффективно действующих на социально-экономическое развитие общества категорий в мире рыночной цивилизации.

Успех на национальном и международном рынках в различных технологических сферах и отраслях хозяйства всегда опирается на высокое качество живого и овеществленного труда.

Особо следует отметить, что по мере распространения научно-технического) прогресса и развития его все более сложных форм, творческая созидательная роль трудовых ресурсов в повышении конкурентных возможностей экономики непрерывно возрастает. А вместе с этим утверждается высокий социальный и экономический уровень зрелости общества, его культура и благосостояние населения.

Три ступени развития потенциала конкурентной способности трудовых ресурсов.

Вместе с ростом НТП и непосредственно под его влиянием конкурентные возможности трудовых ресурсов возрастают.

В процессе формирования трудовых ресурсов, как элемента производительных сил, экономика совместно с учреждениями образования и воспитания закрепляют в человеке навыки и сознание особой значимости в трудовой деятельности способности к экономической конкуренции. Освоение навыков соревнования происходит в три этапа.

На первой исходной ступени (средняя шкала и дошкольные учреждения ) абсолютная часть контингента будущих трудовых ресурсов получает полное школьное образование, знакомясь с элементами конкуренции в процессе учебы и дошкольного воспитания и обучения.

 

На второй ступени обучение продолжается по трем направлениям : — получение рабочего профессионального образования различной квалификации

* получение среднего специального (младший колледж, техникум) и высшего образования

* учеба в аспирантуре и защита научных диссертаций.

Во всех случаях получения знаний и учебно-производственной практики существует своя специфическая система оценок и аттестации.

На третьей ступени — в сфере трудовой деятельности -главным, конечно, становится реализация полученных знаний и творческих навыков, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров и услуг. Вместе с тем, продолжается индивидуальное и коллективное освоение более высокого уровня квалификации в связи с внедрением новой и совершенствованием действующей технологии. Во многих странах в сфере производства и услуг широко распространены «кружки качества», значительно повышающие конкурентный уровень рабочей силы.

В каждой стране, где господствует рыночная экономика, отмечается достаточно высокий и чаще всего возрастающий уровень затрат ВНП на образование. Именно это обстоятельство в решающей мере содействует повышению потенциала общей эффективности трудовых ресурсов и, в частности, возрастанию конкурентоспособности, которая проявляется в прсессе труда при совиршенствовании качества производимых товаров и услуг