Управление формированием прибыли предприятия

 

Основной целью управления прибылью является выявление факторов определяющих ее конечный размер и изыскания резервов увеличения суммарной прибыли.

Управление прибылью от реализации продукции строится на анализе взаимосвязи издержек объема и прибыли.

«CVP» – анализ, издержки, объем, прибыль. CVP- метод анализа является универсальным. Он позволяет определить объем производства и продаж с точки зрения безубыточности, принять решение о целевых размерах прибыли, увеличить гибкость финансовых планов путем учета возможных изменений (в затратах материалов и труда, накладных расходов, продажной цене и объеме продаж).

Суть метода – поиск точки нулевой прибыли. т.е. точки безубыточности, которая означает, что выручка от продаж = валовым издержкам, т.е. определяется минимальный объем продаж, начиная с которого прибыль не несет убытки.

Выр. = Вал. издерж., т.е. Q·P = F + V·Q ? Q = F / (P-V), где Q – объем продаж, P – продажная цена, F – величина постоянных издержек,V – величина переменных издержек на единицу продукции. Q – точка безубыточности, т.е. тот объем, начиная с которого цена продажи больше издержек на производство и реализацию.

Надо знать продажную цену, объемы постоянных и переменных издержек.

Пример. Определить точку безубыточности для фирмы, выпускающей аудиокассеты. Цена 1 кассеты = 3 руб. Постоянные издержки = 10000 руб. Переменные издержки = 1 руб. на единицу продукции.

Q = 10000 / (3-1) = 5000 шт.

Точку безубыточности можно рассчитать и в денежных единицах. Для этого знаменатель делится на продажную цену P: Q = F(1 – V/P) = 10000 / (1 – 1/3) = 14925 руб.

Метод точки безубыточности можно использовать для определения целевой величины прибыли. Предположим фирма планирует повысить размеры прибыли до 2000 руб., что составляет 20% оборота на фиксированные издержки. Тогда объем продаж, необходимый для получения планируемой прибыли: Q = (F + P2) / (P – V) = 10000 + 2000 / (3 – 1) = 6000.

Анализ CVP позволяет увеличить гибкость планирования и понизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции.

Правило производственного рычага утверждает, что повышение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Предположим, что имеется 2 варианта распределения затрат.

1 вариант. Постоянные издержки = 10 тыс. Переменные = 1 тыс.

2 вариант. Постоянные издержки = 4 тыс. Переменные = 2 тыс.

 

Рассчитать точку безубыточности для каждого случая.

1 вариант. Q = 5000

2 вариант. Q = 4·10000 (3-2) = 4000

На первый взгляд 2 вариант предпочтительнее с точки зрения получения прибыли. На деле 2 вариант предпочтительнее первого до некоторой точки X, где прибыли становятся одинаковыми.

P2.I = P2.II

PQX – F1 – V1·QX = PQX – F2 – V2·QX

3QX – 1000 – 1·QX = 3QX – 4000 – 2QX

QX = 6000 ед.

Следовательно, до объема 6000 единиц второй вариант предпочтительнее первого. Но затем он становится менее прибыльным. Это объясняется тем, что в 1 варианте после увеличения Q > 600 постоянные издержки распределяются между все большим количеством единиц продукции и оказывает несущественное влияние на производство каждой следующей единицы продукции. Так при 8000 разница между постоянными и переменным издержками составляет всего 0.75 руб. При этом переменные издержки 2 варианта выше переменных издержек 1 варианта на 1 руб. Следовательно, 1 вариант дает экономию в издержках на каждую единицу продукции. Поэтому он является более гибким.

Длина производственного рычага = точке безубыточности, т.е. 1 вариант – 5000. 2 вариант – 4000.

Можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных издержек, тем длиннее производственный рычаг, тем больше прибыль. Однако, как было видно по ФЛ, длина рычага позволяет повысить размеры прибыли одновременно увеличивая риск деятельности фирмы. При удлинении производственного рычага увеличивается доля затрат, которые не могут быть реализованы в короткое время. Следовательно, структура финансовых затрат станет гибкой и менее приспособленной к изменениям.

…, а через некоторое время столкнется с тем, что спрос на данную продукцию уменьшается. Затраты на строительство повлияют на баланс фирмы, уменьшат доходность.

Переменные издержки мягче реагируют на изменение внутреннюю и внешнюю среду фирмы. Менее подвержены риску непроизводит затрат.

Поэтому при планировании прибыли следует находить оптимум при планировании постоянных и переменных издержек.