2 подхода в управлении человеческими ресурсами

 

Во-первых рационалистический когда высокая степень адаптируемости фирмы к конкурентной среде обеспечивается гибкостью форм контрактации персонала интенсификацией труда высококвалифицированных работников и участием работников в распределении прибылей.

Во-вторых гуманистический когда ответственность за создание конкурентных преимуществ фирмы берут на себя сами работники а их вовлеченность в дела корпорации достигается за счет таких факторов как эффективная организационная коммуникация высокая мотивация и гибкое руководство. И в этих двух подходах легко обнаружить их укорененность в предшествующих парадигмах – научной организации труда и человеческих отношений.

Традиционный (рационалистический) подход в управлении человеческими ресурсами исходит из того что если компания инвестирует в кадры (совершенствует технологии отбора персонала систематически организует его обучение и реализует программы карьерного роста хорошо платит и заботится о нем) то она в праве требовать от своих работников лояльности и ответственного отношения к работе. По крайней мере можно рассчитывать на то что они не будут вступать в профсоюзы. Активная кадровая политика обеспечивается представительством руководителя кадровой службы в правлении компании и нацелена на удовлетворение потребностей компании в лояльной устойчиво функционирующей и удовлетворенной своим положением рабочей силой. Такая кадровая политика является основой для реализации успешной конкурентоспособной стратегии и строится в отличие от традиционных методов управления персоналом не на подчинении работников воле работодателя (менеджера) а на взаимном учете интересов сторон и взаимной ответственности.

 

Возникший в США в начале 00-х гг. неоплюралистический (гуманистический) подход в управлении человеческими ресурсами представляет собой известный компромисс между двумя направлениями кадрового менеджмента – управлением персоналом (парадигма человеческих отношений) и управлением человеческими ресурсами. Превращение работников в собственников предприятия переводит отношения «работодатель – наемный работник» на новый уровень. В отношения взаимной ответственности на этом уровне включаются также другие акционеры органы государственной власти потребители. Благодаря этому удовлетворение многих потребностей работников становится целью кадровой политики а не средством к достижению других целей как это имело место в остальных подходах в кадровом менеджменте. В свою очередь взаимная ответственность сторон обеспечивает растущую эффективность деятельности фирмы. Высокий уровень участия работников в проектировании рабочих мест и управлении качеством условий труда выпускаемой продукции и (или) предоставляемых услуг – вс

е это создает совершенно новую атмосферу на предприятии. Атмосферу сотрудничества а не враждебности которой еще недавно были проникнуты отношения между работодателями и профсоюзами да и переговоры между ними теперь приобретают все больше прагматический характер. Признание законности различных интересов работников открывает реальные перспективы для вовлечения их в процесс совместного принятия управленческих решений взаимных консультаций а также доступа к информации о делах предприятия на котором они работают.

Итак можно говорить об определенном синтезе на базе технологии управления человеческими ресурсами традиционных (безусловно модернизированных) и современных подходов. Однако вобрав в себя достоинства различных подходов сложившихся в кадровом менеджменте технология управления человеческими ресурсами не может претендовать на роль своего рода панацеи для всех проблем с которыми сталкивается в настоящее время менеджер по персоналу. И у этой передовой технологии критики обнаруживают изъяны.