Основные объекты государственного регулирования экономики

 

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики является хозяйственный цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, инвестиции и капиталовложения, ценовая позиция, научно-исследовательские работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда. В свою очередь, влияние налогов на экономическое поведение заслуживает особого внимания.

Социальный механизм развития хозяйственной деятельности определяет устойчивую систему экономического поведения социальных групп, а также взаимодействие этих групп друг с другом и с государственными институтами по поводу производства, распределение, обмена и потребления материальных благ и услуг. В дальнейшем происходит влияние экономического поведения на социально-экономические результаты развития общества. Положение и интересы предпринимателей обуславливают соответствующие способы поведения, в том числе способные противоречить общественным интересам. Субъективно обусловленное поведение людей влияет на эффективность экономической деятельности.

Хозяйственный механизм регулирует текущие экономические интересы работников и производственных коллективов, предпринимателей, стимулируя формы и способы поведения людей, которые обеспечивают достаточно быстрое и эффективное развитие производства. При этом социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества, регулируя ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности людей.

Современная система управления экономикой через налогообложение оказывает негативное влияние на формирование и развитие предпринимателей, понижает их активность, нерационально использует их трудовой потенциал.

 

При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно или временно снижают налоговые ставки или отменяют налоги для предприятий (скидки с налога на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды).

При установлении косвенных налогов государство преследует фискальные цели, тем не менее, размерами обложения и формами взимания оно оказывает огромное влияние на развитие экономики страны, находящуюся в непосредственной связи с данным видом косвенного обложения. В конечном счёте, результаты косвенного налога стесняют производство, в особенности малое, способствуя монополизации или сосредоточению подакцизных производств у крупных монополистов. Косвенные налоги обыкновенно составляют значительную часть издержек производства обложенного товара, превышая нередко все прочие издержки. В связи с этим, при определённой цене, установившейся на товар, подлежащий обложению косвенным налогом, изменение размера обложения может легко сделать производство данного товара выгодным там, где оно было невыгодно, и невыгодным там, где оно было прибыльным. Таким же образом, условия взимания и контроля, которые могут уничтожить множество малых предприятий, если выполнение их посильно только для крупного производства. Если для

конечных плательщиков — для потребителей обложенного налогом предмета косвенные налоги могут казаться менее обременительными, то производители могут не только сильно пострадать, но и разориться вследствие введения нового косвенного налога, увеличения его размера или изменения формы взимания. Уцелевшие предприятия возместят свои потери с избытком за счёт потребителей, но банкротство многих часто оказывается невозместимой потерей для экономики страны.

Обложение косвенным налогом какого-либо нового предмета или увеличение налога всегда вызывает повышение цены предмета в большей степени, чем само обложение. При косвенных налогах переплата населения, потребляющего обложенные предметы превышает поступления в бюджет. Этот факт находится в связи с тем, что косвенные налоги, уплачиваемые производителями, прежде чем произведённый товар перейдёт к потребителям, вызывает необходимость в большом оборотном капитале, что увеличивает издержки производства и повышает цену продукта не только на сумму налога, но и на добавочную прибыль на эту сумму.