Элемент риска при введении нового или изменении старого косвенного налога

 

При введении нового косвенного налога или при каком-либо существенном изменении действующего, вносится элемент неопределённого риска, поскольку всякое предприятие рассчитывает на условия, более или менее известные предпринимателю и относительно стабильные. Между тем налог вынуждает прибегнуть к такому резкому изменению условий осуществления предпринимательской деятельности, которое сразу оценить очень трудно. Потребители, зная, как велик налог, приписывают внезапное несоответственное повышение цены стремлению производителей к получению дополнительной прибыли.

Каждый налог входит в издержки производства товаров и таким образом перелагается на всех потребителей, но государственные услуги, увеличивая производительность труда, возвращают гражданам уплаченный налог. К примеру, формирование инфраструктуры региона возлагается и регулируется государственными службами. Через уплату налога на пользователей дорог каждым предприятием. Управление автомобильных дорог должно строить и содержать надлежащим образом дороги или в противном случае делегировать указанные функции хозяйственным структурам различных организационно-правовых форм. Если установлена жесткая система сбора, необходим контроль по использования собранных средств, что не всегда соответствует действительности.

В основе экономических процессов лежат социальные действия, имеющие специфический характер. В экономической жизни они реализуются посредством проведения предпринимателями на основе собственных интересов расчётов и прогнозирования вероятной выгоды и потерь.

В зависимости от условий и индивидуальных способностей предприниматели отстаивают личные хозяйственные интересы и направляют усилия на получение выгоды и предупреждение потерь. Тем не менее, они могут ошибаться в своих расчётах, а следовательно, и в своих действиях. Данная трактовка экономического поведения представляется реалистичной.

 

Экономическое поведение человека введено в определённые институциональные рамки, которые обязывают его действовать рационально даже тогда, когда он этого не осознаёт, ошибается в своих действиях или находится под воздействием иррациональных эффектов. Таким образом, рациональность экономического выбора проявляется в поведении людей как тенденция, где в равной степени важны действия отдельных индивидов, преследующих свою выгоду, социальные институты, заставляющие людей вести себя рационально, а также социальные привычки, стереотипы, навыки, которые побуждают их следовать традиционным способом.

Возрастает влияние налога на экономические и социальные преобразования, особенно подчёркивается роль налога как социального реформатора в целях перераспределения имущества, поддержания различных форм предпринимательства.

Задачи экономической политики не ограничиваются стимулированием развития предпринимательской деятельности отдельных лиц. Сумма энергии, проявленной отдельными хозяйствующими субъектами при преследовании ими своих личных интересов, не идентична с суммой общественно-полезной энергии, так как не все действия хозяйствующих субъектов являются полезными и положительными с точки зрения интересов общественного целого. Для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое, материальное содержание этой деятельности. Поэтому, одновременно со стимулированием деятельности предпринимательства, государство осуществляет экономическое регулирование. Свобода экономического поведения становится фундаментальной чертой новой социально-экономической ситуации в России.