Негативные тенденции в развитии малого предпринимательства

 

В развитии малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций, в частности, неравномерное распределение малых предприятий по отраслям экономики. Самым распространённым видом деятельности предприятий малого бизнеса является торговля и общественное питание — 35 %, строительство — 29 %, промышленность — 12 %. В целом динамика распределения предприятий малого бизнеса по видам деятельности не изменяется.

Статистические органы управления в сборниках, содержащих информацию о производственно-хозяйственной деятельности, отмечают, что итоговые цифры приблизительны, так как выведены расчётным путём из-за отсутствия информации из-за непредоставлении малыми предприятиями отчётов. Государственная налоговая инспекция располагает более точными сведениями о предприятиях малого бизнеса (если они официально зарегистрированы), но относит данную информацию к конфиденциальной.

В настоящее время происходит снижение количества работающих малых предприятий, в том числе за счёт закрытия или банкротства, кроме предоставляющих услуги связи, которые характеризуются предоставлением предприятиям и населению новых видов услуг (транковая сеть, сотовая связь и др.). Незначительные колебания зафиксированы в торговле и общественном питании, здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении. Постоянным ростом отмечается система кредитования, финансов, страхования, пенсионного страхования, культура и искусство, народное образование, структуры управления.

Следует также отметить, что во многом из-за жесткой системы налогообложения многие предприятия малого бизнеса не регистрируются или регистрируются на определённый период времени с тем, чтобы не платить налогов вообще.

Высокоразвитые страны убедительно доказывают на практике, что малый бизнес играет исключительно большую роль в развитии экономики страны и решении многих социальных проблем в обществе, поскольку:

— снижают издержки, связанные с функционированием любого вида предпринимательской деятельности

 

— обеспечивают занятость населения

— оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики повлечёт за собой кардинальные перемены во всей структуре народнохозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих в основном на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры

— увеличивают товарную массу и потребительские услуги, развивают машиностроительную индустрию — производство мало капиталоемкой и ресурсосберегающей техники

— порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм, чётко ориентированную антимонопольную политику, механизм государственного контроля (в том числе налоговые службы).

Таким образом, перечисленное выше, несомненно, требует разработки государственной поддержки малых форм хозяйствования в масштабе страны и на региональном уровне в качестве серьёзного шага к экономическому и социальному процветанию общества. Государственная поддержка предпринимательства должна базироваться на выработке приоритетов в интересах социального и экономического развития конкретного региона, в том числе разработке налоговой политики, адаптируя положительный опыт зарубежных стран, используя при этом свой собственный.