Камеральные проверки

 

Коротко о камеральной проверке:

Порядок проведения камеральных проверок регулируется статьей 88 НК РФ. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа. При этом проверяются налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения камеральной проверки не может превышать трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов.

В ходе камеральной проверки налоговый инспектор может выявить ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. В этом случае к налогоплательщику предъявляются требования о внесении соответствующих исправлений. Кроме того, если будет обнаружено, что имеются недоимки по каким-либо налогам, налоговый орган направит также требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

Очень часто в практике возникает вопрос: “Может ли налогоплательщик по результатам проведения камеральной проверки привлекаться к ответственности? Иными словами, имеют ли право налоговые органы в таких случаях не только требовать уплаты недоимок и пеней, но и применять налоговые санкции (штрафы)?” Согласно, НК РФ пени не являются налоговыми санкциями, а относятся к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. НК РФ не дает прямого ответа на вопрос. Я думаю, в данном случае ответ должен быть отрицательным.

 

Статья 88 НК РФ, устанавливающая порядок проведения камеральной проверки, не предусматривает составление акта. Кроме того, необходимо помнить, что привлечение к ответственности может происходить на основании вынесенного по результатам проверки решения. А по смыслу норм НК РФ решение выносится только в результате проведения выездной проверки.

Известно, что довольно часто арбитражные суды придерживаются аналогичного мнения. Исковые требования налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков штрафов, напротив, не удовлетворяются.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассматривая кассационную жалобу по одному из таких дел, сделал очень интересный вывод. Анализ статьи, посвященной порядку проведения камеральной проверки, “… дает основания полагать, что нормы статьи следует понимать в том смысле, что выявленные при камеральной налоговой проверке ошибки и расхождения всегда квалифицируются как технические ошибки, иными словами, что налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные ошибки, возможно, повлиявшие на результат”. 1

А теперь рассмотрим поподробнее порядок проведения и оформления результатов выездной налоговой проверки.