Корреляция волевых качеств

 

Тот факт, что часто между волевыми качествами не обнаруживаются корреляции, нужно рассматривать не как неудачу в изучении проявлений волна, наоборот, как положительный результат, заставляющий уйти от пресловутого взгляда на волю и силу воли как нечто целое, неделимое.

Нельзя согласиться и с утверждением В.А. Иванникова, что нет удобных и надежных способов количественного выражения волевых качеств. В этом отношении ссылка на работу В. К. Калина, опубликованную в 1968 году, не очень корректна: ведь с тех пор прошло уже более 30 лет. Кроме того, уже показано, что имеется четкая корреляция между проявлениями одного и того же волевого качества в разных видах деятельности.

Если В. А. Иванников полагает, что измеряется волевое усилие, т. е. суживает изучаемые феномены, то Ю.Ю. Палайма, наоборот, в качестве исследуемого объекта выдвигает слишком обобщенный феномен — силу воли. При этом, касаясь вопроса количественных оценок «силы воли», он сетует, что сделанные в этом направлении попытки не увенчались желанным успехом прежде всего по причине неправильного представления объекта измерения. Измеряемая воля понималась идеалистически, как некая духовная сила, «чистая», «безличная» воля, управляющая через двигательный аппарат поведением человека. Проводимые этими психологами опыты с целью измерения «силы воли» строились в большинстве случаев в отрыве от жизненных ситуаций, в условиях, исключающих всякое влияние интеллекта и чувства.

Таким образом, вопрос сводится к тому, что же пытаются измерить — волевое усилие, абстрактную «силу воли» или что-то другое, что обозначают как конкретное волевое проявление при преодолении специфического затруднения, подразумевая наличие за этим волевым проявлением конкретного волевого качества.

 

Говоря о методике изучения волевой сферы личности, В. К. Калин (1970) отмечает несколько моментов, определяющих трудности в изучении волевых качеств. Первый момент — несоответствие степени волевой напряженности его эффективности. Высокая напряженность не всегда совпадает с высокой эффективностью. Второй момент — отношение испытуемых к деятельности, выполняемой во время тестирования, ранжирование испытуемых по степени волевого проявления становится возможным только при наличии у всех обследуемых положительного отношения к предъявляемому заданию и при их стремлении достичь максимального результата.

Наряду с этими можно отметить и другие трудности.

Поскольку эмоции и воля большей частью тесно связаны между собой, перед исследователем возникает нелегкая задача найти пути для измерения степени выраженности «силы воли» в отдельности от степени выраженности у человека эмоциональности, которая в одних случаях будет облегчать проявление того или иного волевого качества, а в других случаях — затруднять.