Д.Б.Эльконин о периодизации психического развития. Роль деятельности в психическом развитии

 

Понятие «ведущей деятельности».Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

8 вопр. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Периодизация личностного развития

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 — 1 год — раннее младенчество

социальное качество — надежда

o доверие к людям, к окружающему миру.

o взаимная любовь, связь ребенок — родитель

o удовлетворение потребности в общении с родителями

o недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года — позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество — воля

o самостоятельность

o уверенность в себе

o сомнения в себе

o гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет — возраст игры

социальное качество- целеустремленность

o инициативность

o активность, живое воображение

o подражание взрослому

o признаки полоролевого поведения

o чувство вины

o пассивность

o отсутствие инициативы

o отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

o стремление к достижению

o трудолюбие

 

o развитие познавательных и коммуникативных навыков

o чувство собственной неполноценности

o избегание сложных заданий, ситуаций соревнования

o слаборазвитость познавательных и трудовых навыков

o конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

o эгоидентичность (собственная уникальность)

o жизненное самоопределение

o поиск себя

o формирование мировоззрения

o половая поляризация в формах поведения

o диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)

o путаница ролей

o смещение временных перспектив

o смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество — любовь

o интимность

o стремление к контактам с людьми

o желание и способность посвятить себя другим людям

o рождение и воспитание детей

o изоляция

o избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) — 60 лет средняя взрослость социальное качество — забота

o творчество (особенно в труде)

o продуктивная и творческая работа над собой и другими

o застой (особенно в труде)

o эгоизм, эгоцентризм

o непродуктивность в работе

o ранняя инвалидность