Управление маркетингом

 

Управление маркетингом представляет собой важнейшую составную часть общей системы управления предприятием. Вместе с тем, управление маркетинговой функцией имеет свои особенности. Они обусловлены, прежде всего, тем, что маркетинг связан с внеш-ней средой, определяющей рыночную деятельность предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы добиться наилучшего согласования внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для получения прибыли. Маркетинг обеспечивает связь пред-приятия с рынком.

В этой связи процесс управления маркетингом рассматривается в нескольких тесно взаимосвязанных аспектах: как управление деятельностью предприятия, как управление его важнейшей функцией и как управление спросом на целевом рынке.

Практика российских предприятий показывает, что на современном этапе в маркетин-говой деятельности пока еще приоритетное место занимает использование отдельных средств, часто не согласованных между собой (реклама, сбыт, цена и др.). Наблюдается про-цесс перехода к осознанию важности управления новой для многих предприятий функцией (формируются службы маркетинга, развивается работа по разработке планов маркетинга и др.). Можно ожидать, что в ближайшей перспективе российские предприятия начнут активно использовать маркетинг как управленческую концепцию.

Организация управления маркетингом призвана содействовать развитию самой мар-кетинговой функции, формированию маркетинговой системы, и развитию деятельности службы маркетинга на предприятии. Вместе с тем, процесс организации маркетинга на предприятии часто сталкивается с известным противодействием «традиционных» подразде-лений. Поэтому требуется проявить терпение и настойчивость.

Маркетинг выполняет интегрирующую роль в комплексных усилиях предприятия на рынке. Осуществляется принцип, когда успехи предприятия, его прибыль и дальнейший рост во все большей степени зависят от умения максимально приспособить использование потен-циала предприятия к требованиям рынка.

Менеджеры и специалисты в области маркетинга выполняют различные функции, связанные с маркетинговым обеспечением подготовки и принятия стратегических и оперативных решений на различных уровнях управления предприятием, непосредственно осу-ществляют эти решения совместно с другими функциональными подразделениями предпри-ятия.

В современных условиях, несмотря на известную нехватку специалистов и менедже-ров по маркетингу, к ним предъявляются вполне конкретные требования. Они связаны с высоким уровнем профессиональных знаний, вполне определенными личностными качествами, умением реализовать на практике маркетинговые цели и задачи. Решающее значение приоб-ретают правильный подбор и обучение персонала службы маркетинга, развитие мотивации работников, эффективная организация маркетинговой деятельности.

Принятие правильных решений предполагает наличие соответствующей информации. Поэтому основной задачей маркетинговой информационной системы являются поиск и соз-дание необходимой информации и обеспечение ею лиц, принимающих решения, тогда, когда она им нужна, и в такой форме, которая делает ее пригодной для практического использова-ния.

Маркетинговая деятельность предприятия должна быть воплощена в конкретный план действий. Такой план содержит целевые установки и средства их достижения в опреде-ленном периоде. При этом план маркетинга рассматривается как важнейшая составная часть общего корпоративного плана и поэтому находится в тесной связи с производственным, фи-нансовым, сбытовым и тому подобными планами предприятия.

Существенной особенностью маркетингового плана является тот факт, что он пред-ставляет собой инструмент непрерывного анализа, управления и контроля, направленный на приведение к более полному соответствию возможностей предприятия к требованиям рынка. Разработка плана маркетинга включает несколько тесно взаимоувязанных этапов.

 

Стратегии маркетинга представляют собой способ действия предприятия на рынке по достижению маркетинговых целей. Различают корпоративные, функциональные и инструментальные стратегии маркетинга. Стратегические маркетинговые решения, принимаемые на корпоративном уровне, тесно связаны с вопросами стратегического менеджмента. Однако они имеют и ярко выраженный маркетинговый аспект.

Практически каждое предприятие, действующее на рынке, понимает, что не может претендовать на полный его охват. Необходимо определить такие участки рынка, где наибо-лее полное удовлетворение желаний потенциальных потребителей совпадало бы с возмож-ностями предприятия. Решению этих вопросов служат функциональные стратегии марке-тинга. Они направлены на выбор предприятием целевых рынков (рыночных сегментов) и разработку для них комплекса маркетинга. Выделение целевых рынков — одна из ключевых задач маркетинга и основа принятия стратегических решений. Привлекательные участки рынка рассматриваются как точки приложения маркетинговых усилий. На них предприятие и сосредоточивает свою деятельность в области продукта, цены, распределения и продвиже-ния. Реализация функциональной стратегии по целевым рынкам связана с принятием ряда стратегических решений в области сегментации рынка, позиционирования и разработки.

Стратегические решения по каждому из маркетинговых средств определяются с ис-пользованием инструментальных маркетинговых стратегий.

Так, в комплексе маркетинга товар рассматривается как материальное благо или вид деятельности, содержащие совокупность полезных свойств, которые наиболее полно удовлетворяют ожидаемые выгоды целевой группы. Стратегические решения в области товарной политики направлены на обеспечение конкурентоспособности товара, развитие ассортимента и продуктовых линий, разработку новой продукции, создание марочных изделий, совершен-ствование упаковки, организацию сервиса и др.

Значение цены в комплексе маркетинга обусловлено прежде всего тем, что с ее по-мощью можно донести ценность продукта (услуги) до потребителей, обеспечить общее и экономическое, и психологическое восприятие товара потенциальными потребителями. Оп-ределяются конкретные преимущества, которые они могут получить на основе сопоставления показателя «выгода — цена». Необходимо комплексное использование различных подходов к ценообразованию. Ориентация на затраты позволяет определить нижний предел цены. Ориентация на спрос — уровень максимально высокой или низкой цены. Ориентация на конкурентов — цену реальной рыночной ситуации.

Распределение в комплексе маркетинга нацелено на обеспечение доступности това-ра конечным потребителям. Значительная часть предприятий доставляет товар на рынок с помощью торговых посредников. Формирование такой цепочки и представляет собой канал распределения.

Неуклонно возрастает роль прямого маркетинга (торговля без посредников, сетевой маркетинг и др.). Прямой маркетинг — это интерактивная система, в которой используются различные средства для непосредственного общения с потенциальными покупателями (поч-товые рассылки, каталоги, телефонные средства, компьютерные сети и др.).

Особое и всевозрастающее значение приобретает развитие маркетинга отношений. Сегодня его рассматривают как новое и самостоятельное направление в современном маркетинге. Он нацелен на сохранение клиентов для предприятия. Формируются условия перехода от простого осуществления сделки к построению длительных и взаимовыгодных отношений.

Продвижение охватывает всю систему коммуникативных связей предприятия с рын-ком. Оно играет роль активной передачи информации о выгодах, которые предоставляются потребителям всеми элементами комплекса маркетинговых усилий предприятия. Формы продвижения достаточно разнообразны. Важнейшие из них — это различные виды рекламы, персональные продажи, формирование спроса и стимулирование сбыта, связи с обществен-ностью, а также использование откликов в средствах массовой информации, создание фир-менного стиля, положительного имиджа, осуществление спонсорства, проведение презента-ций и др.